История появления букета
Древний Египет
Украшать свои жилища цветами человечество начало еще в незапамятные времена. Известно, что такая традиция существовала еще в Древнем Египте — существуют доказательства того, что люди того времени собирали охапки цветов и размещали их в вазах.
Более того, сохранились изображения цветочных композиций на резных каменных рельефах и расписных настенных украшениях, которые датируются периодом с 2686 по 2181 гг до нашей эры. Этот период также называют Древним царством, временем развития и процветания страны. Кстати, именно тогда и начали возводиться легендарные египетские пирамиды.
В цветочных композициях того времени использовались лотосы или водяные лилии, считавшиеся священными для Исиды, богини плодородия, символа женственности и супружеской верности. Пользовались популярностью также ирисы, розы, анемоны, нарциссы, маки, дельфиниум, листья пальм и травы. Сами же букеты играли важную роль в ежедневной жизни египтян, их использовали для украшения стола, во время шествий и похорон.
Кстати, красота роз восхищала древних египтян точно так же, как и наших современников. В гробницах периода, который охватывает V век до н.э. и плоть до времени правления Клеопатры (середина I века до н.э.) были найдены настенные росписи, которые изображают царицу цветов — розу.
Античность — Греция и Рим
Любовь к цветам была присуща также древним грекам и римлянам. Греки, в отличие от египтян, не так часто составляли букеты в чашке или вазе, отдавая предпочтение гирляндам и венкам, собирая их из цветов и трав. Особым почетом пользовались оливковые ветви.
И если вы думаете, что обычай покрывать пол и кровать лепестками пришел к нам из романтических голливудских фильмов, то ошибаетесь. Так украшали свои жилища еще несколько тысячелетий назад.
Грекам тоже по вкусу приходились элегантные розы и лилии. Любили они также тюльпаны, гиацинты, жимолость, дельфиниум, вербену. У римлян же фиалки считались целебными и даже входили в состав вина. Выращиванием и доставкой букетов фиалок на празднества занимались специальные люди. Маки были связаны с плодородием, а вербену почитали как оберег для счастливого брака.
Греки и римляне любили роскошь, распространялась эта любовь и на цветы. В то время было не встретить мини букеты на банкетах и в ходе религиозных обрядов. Цветы щедро устилали пол, высота такого цветочного покрова могла достигать тридцати сантиметров. Аромат был настолько интенсивный, что можно было задохнуться.
К сожалению, такая история имела место быть. Марк Аврелий Антонин Элагабал, римский император, который взошел на престол в четырнадцатилетнем возрасте, желая продемонстрировать свою щедрость, велел букеты заказать в несметном количестве. Во время пиршества гостей осыпали лепестками роз. Их было так много, что не выдержав насыщенного аромата, люди начали умирать.
Розы, точно так же, как и в наше время, считались символом Венеры, богини любви и красоты. Бутонами роз украшали свои головы, цветы преподносили в знак своей симпатии. Розовую воду использовали для омовений. И даже в гладиаторских боях не обходилось без этого прекрасного цветка — победитель осыпался лепестками роз.
С розами был связан интересный обычай — если над столом в доме висела розовая ветвь, то считалось, что все, сказанное в этот вечер, останется под покровом тайны. В обиходе даже было выражение sub rosa dictum, что в переводе с латинского означает «сказано под розой».
Самыми ценными считались розы из Пестума, которые зацветали два раза в год. Эти цветы были воспеты Овидием и Вергилием.
Древний Китай
В Древнем Китае в эпоху правления династии Хань (207 г до н.э. до 220 г. н.э.) мастерство цветочного оформления активно процветало. Так, цветы являлись неотъемлемой частью медицины и религиозного обучения.
Использование цветов в своих ритуалов было широко распространено среди людей, практикующих буддизм, даосизм и конфуцианство. Они возлагали срезанные цветы на свои алтари и создавали картины, резьбу и вышивку с изображением цветов.
Каждый цветок, конечно же, имел свое символическое значение. К примеру, бамбук, персиковое и грушевое деревья являлись символом долголетия. Плодородие же символизировали гранат, орхидея и тигровая лилия. Однако же, самым почитаемым из всех цветов был роскошный пион, который называют «королем цветов». И по сей день считается, что он приносит богатство, удачу и высокий статус.
Любопытно, что в Поднебесной определенные цветы символизировали времена года: белые цветы сливы представляли зиму, цветы персика и вишни — весну, лотос — лето, а хризантемы — осень.
Япония
Аранжировка цветов, как вид искусства, была привезена в Японию китайскими монахами-буддистами. Самая старая из известных ныне книг, которая повествует об искусстве составления цветочных композиций, датированная 1445 годом. Она была написана на японском языке.
Именно в Стране Восходящего Солнца зародилась икебана — традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в специальных сосудах. Икебана, где главными считаются простота и линейная форма, оказала существенное влияние на западную аранжировку цветов с конца XIX века.
И по сей день флористы всего мира заимствуют много чего у японских мастеров. Искусство икебаны интересно также и простым почитателям цветов, ведь просто купить букет недостаточно, его еще и нужно правильно разместить в пространстве квартиры или банкетного зала.
Европа
Искусство аранжировки цветов добралось до Европы около 1000 г. н.э., и было особенно распространено в церквях и монастырях. Монахи не только украшали цветами святыни, но и употребляли их в пищу. Когда крестоносцы вернулись с Ближнего Востока, они привезли с собой новые и неведомые доселе растения, которые привлекли к себе большой интерес. Это, в свою очередь, привело к росту популярности цветочных композиций, в состав которых входили новые, экзотические цветы и травы.
В период с 500 до 1453 г. н.э. Византийская империя оказала существенное влияние на искусство создание цветочных композиций. В те времена композиции в большинстве своем имели конусообразную форму. Внутрь чаши или урны помещалась листва и зелень, которые в дальнейшем украшались яркими цветами и фруктами. Наиболее популярными цветами тогда были ромашки, лилии, кипарисы, гвоздики, а также использовались сосновые ветви. Украшались композиции лентами.
В эпоху Ренессанса цветочный дизайн, зародившийся в Италии, распространился по всей Европе. В моду вошли картины, изображавшие выразительные цветочные аранжировки в вазах. На полотнах того времени также можно увидеть гирлянды, сплетенные из цветущих фруктовых деревьев и листьев. Ими украшались стены и сводчатые потолки.
Когда Ренессанс сменил стиль барокко, форма букетов тоже претерпела изменения — они стали более компактными и пропорциональными. Разнообразию цвета в флористике уделялось особое внимание. Во французских букетах прослеживалась утонченность, мягкость и хрупкость. Композиции были асимметричными, по форме они напоминали буквы С и S.
В восемнадцатом веке цветы были везде — и за стенами домов, и внутри. В богатых особняках устраивали зимние сады, а в домах простых людей на окнах стояли горшки. Представители привилегированных слоев общества использовали цветочные аранжировки для волос, одежды, ювелирных украшений, канцелярских принадлежностей, для домашнего декора.
В то же время в Европу из Азии пришел так называемый Язык цветов. И виновницей этого стала Мэри Уортли, леди Монтегю, чей муж служил послом в Турции. Глубокий восточный символизм, умение видеть в каждом цветке нечто большее, чем просто красота, привели к широкому распространению языка цветов.
И уже к началу викторианской эпохе почти каждый цветок имел особое значение. Букеты и композиции были невероятно популярными, подарить цветы стало не просто знаком симпатии или уважения, но и способом рассказать о своих тайных чувствах, обменяться новостями или узнать о намерениях представителя противоположного пола. Все это в строгом викторианском обществе было невозможно выразить словами.
Невероятно модными в те года были так называемые тусси-мусси, или как их еще называли — «говорящие букетики». Это крошечные нюхательные букеты, без которых ни одна уважающая себя дама не выходила на улицу. В состав таких композиций входили особо душистые цветы и травы, они были завернуты в расшитую салфетку и перевязаны ленточкой. Со временем ювелиры начали изготавливать для тусси-мусси специальные контейнеры из олова или серебра в форме рога или конуса.
Считалось, что такие букетики защищают от зловонности и недугов. Но, нередко тусси-мусси использовались для того, чтобы выполнить свою роль как букет комплимент или передать скрытое сообщение. Молодые мужчины и женщины незаметно для всех старались обменяться своими «говорящими букетиками».
Язык цветов, как и тусси-мусси, были в то время настолько популярными и востребованными, что была написана не одна книга, обучающая всем тонкостям флориографии.
Имело значение все: какой рукой и в каком положении был преподнесен букет, длина стебля, сочетание с другими бутонами. Значение цветка могло меняться в зависимости от его цвета. К примеру, бледно-розовый цвет розы подразумевал радость, а тёмно розовый — благодарность. А вот коралловый цвет этого цветка говорил о желании и страсти.
Безусловно, «говорящие букеты» невероятно романтичны. И, хотя сегодня мы уже не знаем символического значения многих цветов, букеты, преподнесенные от всего сердца, все так же волнуют, восхищают, радуют и дарят нам невероятные эмоции! С помощью цветов мы так же, как и столетия назад, признаемся в любви. Цветы мы преподносим в знак благодарности, симпатии, когда хотим поздравить и вызвать улыбку на лице. Представить современную жизнь без цветов сложно. Да и не нужно! Ведь цветы — это тот праздник, который всегда с тобой. Достаточно просто заказать букет с доставкой в Киеве или любом другом городе.
Свадебный букет
История свадебного букета тоже уходит корнями в глубокую древность. Еще в Древней Греции невесты украшали себя цветами. Это были гирлянды и короны, которые плели из оливковых ветвей, трав и белых цветов. Таким образом греки пытались снискать расположение Геры, богини брака и плодородия.
Средневековая невеста могла украсить свои распущенные волосы цветами или обвить их гирляндой. В руках невестам полагалось держать пучки, собранные из чесночных и луковых стеблей, веточек свежего розмарина и роз. Считалось, что своими сильными ароматами эти растения отгоняют злых духов и всякую нечисть.
Но именно букет в руках у невесты появился лишь в XIX веке в Англии. Во время своего бракосочетания с принцем Альбертом королева Виктория предстала перед публикой в изысканном белом платье с живыми цветами в руках. На ее голове красовался венок, на плечи ниспадала белоснежная фата.
Кстати, в букете Виктории преобладали ноготки, которые символизируют верность, постоянство и долгую любовь.
Такой образ невесты вошел в моду и является классическим и популярным в наше время. Практически все европейские невесты предпочитают так называемую «белую свадьбу», которая включает в себя церемонию и прием. Белая свадьба предусматривает наличие большого количества цветов, букет невесты, фату, украшения и прочие атрибуты роскошного празднества.
Кстати, королева Виктория ввела еще один интересный обычай. Она взяла веточку мирта из свадебного букета своей дочери, которая вышла замуж за германского императора, и посадила ее в своем саду. Веточка пустила корни и выросла в деревце. И в последующем во все свадебные букеты своих дочерей и внучек Виктория обязательно вкладывала миртовые веточки с этого дерева.
Любопытно, что и по сей день в букете каждой невесты британского королевского дома в обязательном порядке должна присутствовать миртовая ветвь из королевского сада. Известно, что мир символизирует любовь и счастливый брак, долголетие и гармонию.